Platformer

Duke Nukem: Manhattan Project (2002)

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен
Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

В 2002 году, пока всё прогрессивное и не очень человечество ждало выхода заявленной ещё в 1997 году игры Duke Nukem Forever, дабы скрасить ожидание на рынке появился платфомер Duke Nukem: Manhattan Project. Игра была в целом хорошо встречена игроками и критиками.

По сюжету безумный учёный Мех Морфикс, сильно смахивающий на доктора Протона из первой части серии, пытается захватить остров Манхэттен в Нью-Йорке, распространяя радиоактивную жижу под названием G.L.O.P.P. (ГЖОПП (Глюоновая Жидкая Омега ПротоПлазма)). Эта субстанция превращает животных и насекомых в злобных мутантов. Конечно же, Дюк, наш старина, Нюкем вызывается найти и обезвредить Морфикса. На самом деле, главным злодеем игры должен был быть как раз снова доктор Протон, но от этой идеи отказались, чтобы не создавать возможных сюжетных проблем с будущей Duke Nukem Forever, где вероятно ожидалось появление Протона.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Duke Nukem: Manhattan Project является четвёртой в серии игр про Дюка Нюкема для ПК, а если брать все платформы, то аж десятой. Игра была разработана компанией Sunstorm Interactive, известной по серии симуляторов охоты Deer Hunter и выпуском дополнений для Blood, Shadow Warrior и самого Duke Nukem 3D. Так что люди знали что делали, эстетика Duke Nukem 3D тут чувствуется. 3D Realms продюсировала проект, а компания Arush Entertainment выступила в роли издателя.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Когда я только запустил игру первым делом я попытался начать двигаться не только взад-вперёд и вверх-вниз, но и в стороны. У меня этого не получилось. Потыкавшись в настройки управления, я обнаружил, что такого и не предусмотрено. Игра выглядит как 3D, окружение является трёхмерным, но на практике перемещаться можно только в одной плоскости. Сперва это вызывает некий когнитивный диссонанс, но потом быстро привыкаешь. По мере движения камера может менять угол обзора, а путь делать повороты, так что создаётся ощущение будто бы ты управляешь киногероем. Этот эффект усиливают недурственные кат-сцены, выполненные на движке игры (Prism3D).

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Арсенал действий в Duke Nukem: Manhattan Project обширный: прыжок, двойной прыжок, приседание, подтягивание, подкат, удар ногой. Дюк может карабкаться по трубам и лестницам. Важный момент. Если у вас не работает двойной прыжок, то зайдите в графические настройки и поменяйте параметр Driver с Direct3D на OpenGL (или наоборот). Если проблема сохраняется, попробуйте включить/выключить Vsync.

Из оружия в игре у нас стандартные пистолет, дробовик, пулемёт и гранатомёт. А также взрывчатка, перекочевавшая из Duke Nukem 3D. Есть два вида оружия, которые работают на ГЖОПП. Первое заставляет противников «размутироваться» обратно в обычных существ, а второе можно использовать в двух режимах, сами увидите. Видимо, дабы не усложнять игру типов боеприпасов всего три: для стрелкового оружия, гранаты и радиоактивная жижа. Есть несколько пауэр-апов, включая джетпак.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Акробатика в Duke Nukem: Manhattan Project сделана очень классно, управление отзывчивое. Прыгать и карабкаться в целом в удовольствие. Правда двойной прыжок противоречит законам физики, но разве это может остановить Дюка? Вместо обычного уровня здоровья в игре EGO, которое растёт не только от потребления «аптечек», но и от других действий игрока.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Вся игра состоит из восьми эпизодов, разбитых на три уровня. В конце каждого третьего уровня вас ждёт схватка с боссом. Левел-дизайн, как мне кажется, в игре сильно подкачал. Не смотря на то, что каждый эпизод разворачивается в разной среде (от крыш города до метро, от канализации до космической станции), уровни выглядят в целом серо и однообразно. Нет ничего запоминающегося, что стало бы фишкой каждой локации. Сама структура уровней мне тоже кажется скучной. На каждом уровне для продвижения вам нужно найти и освободить babe, привязанную к бомбе, после чего babe будет вам очень благодарна, но у Дюка нет на это времени, сперва ему нужно kick ass злодея. Кроме бейбы надо найти вещь более прозаическую — карту для разблокировки силового поля, её цвет меняется от уровня к уровню. В этом заключается загвоздка, сам уровень проходится довольно быстро, минут за 10, большинство врагов уже уложено. А потом, наверное, половину игрового времени, если не больше, приходится бегать по уровню, пытаясь найти проход к карте и потом обратно к силовому полю. Причём здесь нет каких-то интересных головоломок, просто бегаешь по уровню и ищешь рычаг от одной двери, потом от другой, от третьей… Что забавно сам Дюк от этого не в восторге и смачно комментирует где он видел эти f#$*n cards.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Внезапно игра разгоняется на восьмом финальном эпизоде. Такое ощущение, что разработчики первые семь эпизодов просто ленились, а потом пришли ребята из 3D Realms и сделали им нагоняй. Восьмой уровень показывает на что способен этот движок и эти механики. В нём по-настоящему интересно используется геометрия уровней и возможности акробатики. Если бы вся игра была такой, то цены бы ей не было. Правда на восьмом же уровне влезает недостаток, что в камеру не всегда помещается то что нужно и приходиться с целью разведки тупо прыгать подальше, чтобы понять куда двигаться. Вообще камера иногда тупит и действие скрывается за какой-нибудь преградой, но я бы не назвал это серьёзным недостатком. На каждом уровне также находится десять «Нюков» – это светящиеся символы радиоактивности, часто они находятся в секретных местах. Если собрать все десять, то характеристики игрока немного улучшатся, а если собрать все «нюки» в игре, то в зависимости от уровня сложности, вы получите особые бонусы при перепрохождении, вплоть до секретного уровня с новым боссом.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Противники довольно разнообразны: от тараканов-переростков до боевых роботов. Но каких-то особо запоминающихся среди них мало, разве что тётка в латексе с плёткой. Их поведение в целом довольно однообразно, за исключением кунг-фу мутантов из китайского квартала, которые хорошо используют прыжки. В конце игры была довольно странная ситуация, когда я садился перед боевым роботом и выносил его с трёх ударов с ноги, а он мне ничего не мог сделать, потому что его оружие по мне, в приседе, не попадало. В целом хотелось бы, чтобы врагов в игре было больше в плане простого количества. Средний уровень сложности мне показался довольно простоватым, но и на тяжёлом, как мне показалось, их количество не выросло. Можно было бы сделать игру агрессивнее и быстрее, с уклоном в shoot em up, жаль что игра не пошла по этому пути. Но это, конечно, имхо.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Графика в Duke Nukem: Manhattan Project для 2002 года, можно сказать, хорошая. К сожалению, текстуры уровней в большинстве своём довольно скучные, чтобы это оценить. Но врагов на кусочки разносит красиво. Звуковое сопровождение ничем особо не выделяется, ну есть, ну музыка. Стоит отметить, что Дюк постоянно коры мочит, а озвучивает его тот же актёр, что и в Duke Nukem 3D. В России игру в своё время для 1С переводил Дмитрий «Гоблин» Пучков. Но я не фанат Гоблина и в версию с его переводом не играл.

Duke Nukem: Manhattan Project Дюк Нюкем Проект Манхэттен

Не смотря на ряд приятных моментов, игра показалась мне довольно средней. Но, видимо, я в таком мнении одинок. Игромания поставила игре «8», а Metacritic – «78». Из платформеров для ПК мне больше понравились старые Duke Nukem I & Duke Nukem II. Хотя, конечно, их сложно сравнивать.

В интернете также пишут*, что игру можно настроить под широкий экран, но у меня, следуя описанным инструкциям, это почему-то не получилось.


Игру сейчас можно приобрести на Zoom Platform

https://www.zoom-platform.com/product/duke-nukem-manhattan-project

*- https://www.pcgamingwiki.com/wiki/Duke_Nukem:_Manhattan_Project