Role-playing game

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013)

Wasteland 1, разработанная Interplay и изданная Electronic Arts в 1988 году, самая старая компьютерная ролевая игра, которую мне удалось пройти на данный момент. Пишу об этом в начале, так как это важно для понимания того как игра воспринимается современными игроками. Игра была переиздана в 2013 году для современных платформ.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013)

Во вселенной Wasteland в 1998 году произошёл ядерный конфликт межу США и Советским Союзом, в результате чего большая часть планеты стала необитаемой пустошью. Группу армейских инженеров США ядерный удар застал во время их строительных работ на юго-западе страны. В поисках укрытия они наткнулись на тюрьму для приговорённых к смерти преступников, которая была также снабжена производственными мощностями. Не долго думая, бравые военные выгнали преступников в пустошь, ну их же всё равно к смерти приговорили, а сами заняли здание тюрьмы. Через многие десятилетия, потомки этих военных и выживших жителей прилегающих территорий, стали называть себя «пустынными рейнджерами» в честь традиций техасских и аризонских рейнджеров. Действие Wasteland разворачивается в 2087 году, оказалось, что выжившие есть и в других населённых пунктах. Ваш отряд рейнджеров направляют исследовать беспокойную ситуацию в тех местах и помочь местному населению.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Да, «главный квест» задан максимально расплывчато. И это прекрасно! Вы должны самостоятельно исследовать открытый мир и никто не будет вести вас за руку. От слова совсем. В игре нет журнала куда бы записывались важные диалоги и задания. Так что для серьёзной игры советую вести самостоятельный дневник. Но основной сюжет в игре всё-таки есть и при этом весьма интересный, однако его контуры проявляются только ближе к середине игры. Помимо него есть и сайд-квесты в разных локациях, мир игры довольно большой. Оригинальная игра поставлялась вместе с бумажным изданием «параграфов». В определённые моменты игры на экране появляется сообщение, что дополнительную информацию можно прочитать в сборнике «параграфов». Это небольшой текст, описывающий среду, происходящее или разговор. Делалось это с целью экономии памяти на компьютере а также борьбы с пиратством. Интересно, было ли такое в других играх того времени. В издании 2013 года «параграфы» включены в саму игру и озвучены.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Графика в игре на мой взгляд не так уж и плоха для игры возрастом почти в 35 лет. Но я вообще ни разу не графоблудник и, тем более, люблю пиксель-арт. Главное что всё в игре видно чётко и ясно, ничего не расплывается, объекты и текст видны хорошо. Изображения героев и противников в режиме битвы сделаны красиво и даже с юморком. Единственное меня немного смущает, что общий визуальный стиль игры слишком яркий и цветастый, как будто бы на дворе не Пустошь, а сады Эдема.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

В начале игры вам предлагается создать партию из четырёх человек или воспользоваться уже готовой командой. В Wasteland довольно стандартный набор характеристик и навыков персонажей, я не буду на этом останавливаться, так как для прохождения игры вам всё равно понадобится читать мануал и гайды по игре, где подробно описываются навыки, набор опыта и левел-ап. Всего в партию может входить до 7 человек.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Не знаю как выглядел бой в других играх того времени. В Wasteland представлен пошаговый бой, где у игрока довольно мало свободы. Если на вас нападают или вы решаете на кого-то напасть первым, то игра переходит в режим боя в котором у игрока не такой уж и большой выбор действия. Вы можете, по одному действию за ход, передвигаться, всей группой или одним персонажем, применять навык или предмет, уклоняться, менять оружие, перезаряжать его или собственно атаковать. Попадания и урон носят вероятностный характер с учётом умений персонажа и характеристик оружия. Проблема в том, что никакой тактики в этом нет. Да, вы можете передвигаться, но особой практической пользы это не приносит. За исключением того, что несколько персонажей, заточенных на ближний бой идут вперёд, пока остальные стреляют с дистанции. Нет никаких специальных умений типа «снайперский выстрел» с большей точностью, но меньшим уроном, или наоборот что-то вроде «ураганный огонь» с большим уроном, но меньшей точностью. Сперва это было как-то ещё немного интересно, но под конец игры я просто на автомате клацал по нескольким клавишам и максимально быстро проматывал экран статистики боя. В общем – скучно. Хотя я не хочу выдвигать это как претензию, наверное, в 1988 году сложно было сделать что-то иное.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Хочу сказать несколько слов о геймплее в целом. Он очень непривычен для современного избалованного игрока. Моё первое впечатление о Wastelenad было похоже на мой первый опыт игры в Dungeons & Dragons. Когда в DnD я наткнулся на ловушку, то будучи наигранным в Baldurs Gate, я говорю ведущему, что я её обезвреживаю. А он меня спрашивает: «как»? В Wasteland нельзя просто нажать «использовать» и проблема решится. Вам нужно думать что и как сделать. Нельзя просто ткнуть пальцем в закрытую дверь, чтобы она открылась. Вы можете для этого, например, использовать предмет — взрывчатку, характеристику – силу или навык взлома. У персонажей есть пассивное восприятие, но часто для поиска важных предметов нужно встать в определённое место и использовать навык восприятия. Это по-своему интересно, но часто бывает раздражающим. Например, обследовать большую комнату по квадратикам, каждый раз используя «восприятие». А никто и не скажет вам где и что именно нужно было найти. От этого игра может застопориться и придётся читать прохождение, ну или фанатично обследовать каждый миллиметр. Иногда взаимодействие с окружающим миром может быть странным. Например, в одном квесте вам нужно отдать некий предмет одному человеку. Что вы думаете нужно сделать в этом случае? В игре оказывается нужно применить этот предмет… на себя.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Диалоги с NPC тоже сделаны непривычно для современного игрока. Вместо дерева реплик у вас… командная строка. Или как это правильно назвать. В общем нужно самому ввести слово и персонаж уже как-то на это отреагирует. Это, конечно, сложно, но, с другой стороны, так создаётся ощущение реалистичности происходящего. Если вы выбрасываете предмет из инвентаря, то он пропадает навсегда, если вы случайно выкинули какой-то нужный для прохождения ключ, то всё, аста ла виста. В игре много всяких прикольных мелочей, можно купить хот-дог, можно заразиться венерическим заболеванием. Вообще игра сама по себе очень сложная. В игре всего один слот для сохранения игры. Один. Не знаю было ли такое решение обусловлено техническими возможностями того времени или это сознательный выбор разработчиков. Боёв очень много и они часто бывают очень сложными. Как проходить эту игру с одним сейв-слотом я не представляю. Я для себя просто копировал папку с файлом сохранения. В игре довольно много головоломок и порой бывает очень трудно додуматься как их пройти, что куда применить. Несколько раз я обращался к «прохождению» игры. Оно, кстати, в формате pdf поставляется вместе с игрой в версии от GOG. Само «прохождение» написано литературным языком, так что «подглядывание» в него не ощущается как некое читерство. Просто словно читаешь книгу.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Пишут, что Wasteland 1 – это одна из первых игр с «персистентным» (постоянным) миром. То есть если игрок снова заходит на локацию, в которой он уже был, то он находит её в таком же виде, как и тогда, когда он её оставил. Она не ресетится.

Как я понимаю, в оригинальном издании игры от 1988 года, музыки не было. В издании для современных систем она появляется. И она потрясающая! Это какой-то потрясный эмбиент. Ради одного саундтрека хочется играть в эту игру. Можно ничего не делать, просто залипать под музыку. Найдите её на Ютубе и просто зацените.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

Резюмируя, можно сказать, что Wasteland 1 – это одновременно очень сложная и очень интересная глубокая игра. Играть в неё будет тяжело, но если вы ярый фанат РПГ и темы постапокалипсиса, то она стоит своего времени. Если же вы не горячий поклонник ролевых игр и Фоллаута, то лучше пройти мимо.

Ах да, совсем забыл сказать, классическая версия поддерживает только английский язык.

Wasteland 1 The Original Classic 1988 2013

В 2020 году вышел ремастер данной игры с улучшенной графикой, игровым журналом и возможностью многократного сохранения игры (хотя всё равно советую копировать сейвы в ключевых местах). Также имеется русский перевод. Я как-то упустил эту новость, когда начинал играть в Wasteland 1. Но я не жалею, что прошёл именно «классическую» версию, было интересно почувствовать аутентичный опыт игры. Однако стоит отметить, что у «ремастера» довольно низкий рейтинг на GOG, главным образом из-за большого количества багов. В какую версию играть – решать вам. Механика, как я понимаю, у обеих игр одинаковая.

Перед прохождением игры настоятельно советую прочитать мануал к игре от разработчиков и вот этот гайд.

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2162717798

Он нормально переводится через Яндекс-переводчик, я проверил. Хотел бы к нему добавить только, что не стоит делать более двух персонажей, заточенных под ближний бой. И что не стоит всё-таки «пропускать» некоторые виды оружия. Они часто пригождаются.

https://www.gog.com/ru/game/wasteland_the_classic_original