Red Faction — шутер 2001 года от компании Volition. Действие разворачивается в конце XXI века. Вы играете за персонажа по имени Паркер, который решил круто изменить свою жизнь и отправился на Марс работать шахтёром. Он поддался на рекламу корпорации Ультор, которая контролирует жизнь и производство на Марсе. Реклама рисовала ему красивые романтические картины жизни первопроходца: «большая оплата, большой риск и большое приключение». Но пробыв на Марсе полгода он осознаёт, что этот образ был всего лишь иллюзией. Реальность оказывается куда более прозаичной. Тяжёлая работа по десять часов в день, плохие условия жизни, антисанитария, насилие и издевательства со стороны многочисленной охраны и, в довершение всего, неизвестная смертельная болезнь, которая косит ряды шахтёров. Корпорация Ультор относится к людям как к скоту. Чтобы противостоять корпорации возникает движение «Красная фракция» во главе с таинственной Эос. Игра начинается в конце рабочей смены Паркера. Он становится свидетелем очередного избиения шахтёра охранником. На этот раз нервы у Паркера сдают и он решает действовать.
Red Faction представляет собой шутер от первого лица с элементами стелс-экшна и возможностью пилотировать различную технику. Игру нельзя отнести к жанру «скоростных» (fast-paced). Игрок двигается довольно медленно и плавно, допустим, что это можно списать на то, что он ходит в специальном рабочем скафандре, который служит ему дополнительной бронёй. Нахрапом в этой игре многого не добьёшся. Скорее вознаграждается аккуратная стрельба из-за угла и хед-шоты со среднего расстояния. Да, хед-шот убивает большинство врагов с одного выстрела. Некоторые миссии ориентированы преимущественно на скрытное прохождение. Для этого в игре есть даже возможность перемещать и прятать трупы. Хотя, если честно, лично мне она особо не пригодилась. Как и пистолет с глушителем.
Кстати, про оружие. Оно в Red Faction в основном вполне обычное, без фантастических наворотов: пистолеты, автоматы, гранатомёты и огнемёт. Единственное исключение — рельсовая пушка (railgun) с тепловизором, которая может пробивать препятствия и убивать с одного выстрела. А если тебя могут убить с одного выстрела, то играть приходится осторожно, как я уже сказал, голым напором сложно продвинуться. Наверное, это в каком-то смысле довольно реалистично. Ведь ты обычный шахтёр, а не Рэмбо. Нужно отметить, что AI противников довольно хорош.
Одной из основных фич игры является так называемая технология «гео-мод» (geometry modification), проще говоря, способность уничтожать большинство объектов пространства. Это даёт возможность разным способом проходить уровни, используя, например, обходные пути. А также добавляет реализма, когда от вражеского огня, камень за который ты прячешься, начинается крошиться. Для 2001 года это был большой прорыв в плане игровых технологий. К сожалению, для многих игра запомнилась преимущественно этим. Мне кажется это несправедливо.
Во-первых, наверное, это оплошность, но возможностями гео-мода я как-то мало пользовался, это не определило для меня геймплей игры, он и без того хорош. А вам советую пользоваться им больше, взрывайте всё что можно! Во-вторых, для меня в первую очередь игра хороша своей атмосферностью и сюжетом. Говорят что на Red Faction сильно повлиял фильм «Вспомнить всё», но мне кажется, что это притянуто за уши. Игра создаёт ощущение того, что вы находитесь в реальном живом мире. В мире во всех отношениях мрачном. Вы ходите по мириадам красных марсианских туннелей, окроплённых красной кровью шахтёров. Вот очередной бедолага бежит от стреляющих ему в спину охранников. Вот техники, работающие с оборудованием, спрашивают что вы здесь забыли, они начинают носиться в панике и просят их не убивать, если вы обнажаете оружие. На самом деле, уровней как таковых в игре нет. Не нужно находить, как во многих старых шутерах, какие-то ключи для запертых дверей. Задания вам дают по рации члены «Красной Фракции». Вернее, создаётся впечатление, что это не просто какие-то непонятные, спущенные сверху задания, а интерактивный ответ на ваши действия и на то, что происходит во время восстания против корпорации в целом. Что-то есть в игре от Half-life.
Я также думаю, что создатели Red Faction вполне хорошо себе осознавали какие коннотации имеет слово «красный». И эстетика игры, в частности, развешанные тут и там плакаты или граффити, довольно очевидно намекают на «красную» агитацию. В целом игра довольно короткая, но сложная. Играть на сложности «medium» было довольно challenging, в некоторых местах надолго застревал. А финальный квест так вообще требует какой-то отличной эйдетической памяти. На среднем уровне сложности я никак не мог его пройти. Но благодаря патчу Dash Faction, который всем рекомендую, поменял уровень сложности на лёгкий.
В общем, советую как остросюжетную и атмосферную игру.
P.S. Dash Faction — это бесплатный и открытый патч, который устраняет некоторые баги, улучшает работы игры на современном железе, улучшает графику, которая, впрочем, и так неплохая (даёт возможность использовать разрешение 16:9, например) и расширяет настройки игры.
https://redfactionwiki.com/wiki/Dash_Faction_Installation_Guide
P.P.S. Ультор — это название древнего храма Марса в Риме.
P.P.P.S. Volition также работала над играми серии Descent и Saints Row
Игра есть на GOG и Steam
https://www.gog.com/en/game/red_faction
https://store.steampowered.com/app/20530/Red_Faction/