Role-playing game

30 лет назад. Dark Sun: Shattered Lands (1993)

Tак вышло, что многие игры, которые запали мне в душу, вышли тридцать лет назад — в 1993 году. До этого я подробно писал о Betrayal at Krondor. Сейчас кратко расскажу ещё об одной РПГ.

Dark Sun: Shattered Lands – игра от легендарной компании Strategic Simulations Inc. (SSI), известной своими играми серии Gold box по миру Dungeons & Dragons. В какой-то момент SSI приняла решение порадовать игроков чем-то новым и перенесла сеттинг новый игры из привычной вселенной «Забытых королевств» в жестокий и мрачный мир «Тёмного солнца» (Dark sun AD&D 2nd Edition).

Представьте себе сплав Безумного Макса, фентези в духе Конана-варвара и восточного колорита. Это и будет вселенная Dark Sun. В ней злоупотребление магией привело к природным катаклизмам, когда «тёмное солнце» превратило большую часть планеты Атхас в безжизненную пустыню, где вода на вес золота, а остатки цивилизации контролируются тиранами в городах-государствах. Большая часть населения таких городов — это рабы. И вы, вернее ваш отряд — тоже. О мире Dark Sun можно говорить очень долго. Даже жаль, что по нему вышло так мало игр. Здесь есть много интересных штук. Например, привычные животные там практически вымерли, зато расплодилось много гигантских насекомых и ящериц. Металлы стали очень редки, и многое оружие делается из кости или камня. Чувствуется влияние истории и культуры Востока и доколумбовой Америки. Очень интересный сеттинг. Подробнее об Атхасе можно почитать на Core RPG или просто на Википедии.

Вы можете как создать четырёх персонажей с нуля, так и воспользоваться готовой командой, она не так уж и плоха. Учитывая ограничение по максимальному уровню в игре (level cap), советуется мультиклассироваться. Базовые статы для первого уровня в Dark Sun: Shattered Lands выше чем в классической DnD. Есть новые играбельные расы: полугиганты, мулы и три-крины. Полугиганты, выведенные при помощи магии, гибриды гигантов и людей, обладают огромными силой и хп. Мулы — тоже гибриды, на этот раз человека и дварфа. Мулы, как и полугиганты, специально созданы для рабской работы. Есть также три-крины — разумная инсектоидная раса.

Классы немного отличаются от классической DnD. Вместо варваров здесь «гладиаторы», а вместо магов – «хранители» (preservers). Это волшебники, которые стремятся сохранить природу, а не уничтожить её, как это сделали «осквернители» (defilers). Игромеханически хранители похожи на sourcers из третьей и далее редакций. В силу мутаций все жители Атхаса в той или иной степени владеют псионикой. Но есть и отдельный класс, который профилируется на ней.

Игра начинается с того, что ваш отряд впервые выпускают на гладиаторскую арену. В Dark Sun: Shattered Lands используется вид сверху. При передвижении и небоевом взаимодействии отображается только один персонаж, своего рода аватар партии. В сражении, которое происходит в пошаговом режиме, отображаются все четыре персонажа.

Боёвка, как по мне, сделана для 1993 года хорошо. В вашем распоряжении большое количество рас, классов и разнообразных заклинаний вместе с псионикой. Игра будет разной для различных по составу партий. Однако большая часть сражений показалась мне довольно лёгкой, за исключением финальной битвы. Многие жалуются, что её очень сложно пройти. По совету на RPG Codex я использовал заклинание стены огня, но и с ним было очень тяжело.

Нужно сказать несколько слов об эстетике игры. Обложка у игры очень брутальная, в духе фентези 80-ых и артов альбомов тяжёлого метала. Перед нами суровая Пустошь и накаченные, едва прикрытые одеждой, тела суровых же гладиаторов и разных тварей. Но визуальный стиль самой игры и, тем более, звуковой ряд не вписываются в такую эстетику. Несмотря на преобладание в графике безжизненного коричневого цвета сама по себе она довольна весёлая, если не сказать «детская». По крайней мере мне так показалось. Саундтрек вообще не мрачный, в сравнении с Фоллаутом это просто музыка для детского праздника. Не знаю, что повлияло на такой странный выбор стиля. Само же качество графики меня вполне устраивает, главное, что всё различимо и не приходится напрягать глаза. Интерфейс простой и интуитивно понятный.

В игре очень классно сделаны квесты. У меня мало опыта с РПГ того времени, но они довольно неплохи даже по современным меркам, имхо. Первым вашим квестом становиться сбежать из рабского заточения, где вы вынуждены сражаться на арене. И сделать это можно различными путями! Да, Dark Sun: Shattered Lands во многом «нелинейная». Нельзя сказать, что NPC в игре очень яркие, но диалоги с ними прописаны очень хорошо. Вы можете встретить разнообразие реплик, варьирующихся от вежливости до жестоких угроз. Когда вы на арене, то вы можете разозлить, как это правильно назвать, спортивного комментатора, и он пошлёт против вас ещё монстров. Зачем это делать, конечно? Ну, just for fun.

После того как вы сбежите, перед вами откроется открытый мир Атхаса близ города Драж, где вам предстоит собрать армию против одного из местных деспотов, Тектуктитлая, который стремится покорить остатки вольного народа [пользователь ДТФ с ником @Хороший русский пишет, что на момент действия игры сам Тектуктитлай уже мёртв]. Помимо главной миссии перед вам доступно множество побочных квестов, некоторые из которых можно выполнить разным способом. В игре также встречается возможность избежать битвы путём диалога, правда это не приносит опыта и лута.

К сожалению, на момент выхода игра оказалось сильно забагованной и популярности Dark Sun: Shattered Lands не сыскала. В следующему году было выпущено продолжение под названием Dark Sun: Wake of the Ravager (1994). Но оно тоже было встречено прохладно. Более того, в 1996 году появилась даже Dark Sun Online: Crimson Sands в жанре MMORPG. Также, увы, не ставшая популярной.

Я играл в Dark Sun: Shattered Lands несколько лет назад. Уже после того как прошёл Baldurs Gate и ознакомился с серией Fallout. Не знаю есть ли прямое влияние Dark Sun на эти игры, но мне они начали казаться менее революционными, так как какие-то вещи были реализованы уже задолго до них.

Напоследок небольшая подборка артов с просторов интернета.

Город Драж
Главный злодей Тектуктитлай


Источники изображений:

https://athas.org/articles/dark-sun-art-prints

https://core-rpg.net/articles/analytics/history/lki_dungeons_and_dragons_realms

https://www.gallerynucleus.com/detail/12816/

https://uncleshaun.com/projects/oAYKDm

https://athas.org/

https://darksun.fandom.com/wiki/Draj